Раздел 1. Управление персоналом

Тема 8. Ситуационное руководство
Ситуационное руководство (лидерство)
  • Ситуационное лидерство, – это подход к управлению людьми, основанный на использовании 4 стилей управления в зависимости от ситуации и уровня развития сотрудников по отношению к задаче.
  • Теорию ситуационного лидерства разработали и описали в книге 1960 года «Менеджмент организационного поведения» («Management of Organizational Behavior») американские исследователи поведения Пол Херси и Кен Бланшар.
Ситуационное руководство (лидерство)

Согласно теории Херси-Бланшара выбор стиля лидерства зависит от готовности сотрудника выполнять задачи.

Работник готов выполнять задания, если:

  • Cпособен его выполнить
  • Хочет его выполнить
  • Уверен в своих силах
  • Согласно данной модели существуют 4 стиля лидерства и 4 степени развития подчиненного.

Р 1 — «Неспособен, но настроен»

Уровни сотрудников

  • Профессионализм: только базовые знания.
  • Мотивация: высокая, много энтузиазма.

Например, выпускник ВУЗа. Образно говоря, это «новичок-энтузиаст».

Р 2 — «Неспособен и не настроен»

Уровни сотрудников

  • Профессионализм: есть знания и навыки;
  • Мотивация: низко мотивирован/демотивирован.

Например, не оправдались ожидания от работы, идеи не встретили отклика со стороны лидера, перестал верить в компанию.

Р 3 — «Способен, но не настроен»

Уровни сотрудников

  • Профессионализм: есть знания и хорошо развитые навыки для выполнения задачи;
  • Мотивация: уверенность в себе и своих силах неустойчива, что может влиять на мотивацию.

Например, сотруднику нужно дать понять, что ему доверяют — сотрудник должен осознать, что ему позволяют быть самостоятельным.

Р 4 — «Способен и настроен»

Уровни сотрудников

  • Профессионализм: мастерское владение навыками
  • Мотивация: мотивирован и уверен в себе.
Уровни сотрудников

Речь идет именно о развитии сотрудников по отношению к задаче. Один и тот же человек может быть на разных ступенях развития по отношению к разным задачам. Одни уже даются ему легко, а другие – еще сложно. Соответственно, и стиль управления ситуативен.

Стили лидерства
  • S 1 — Директивный стиль, или Лидерство путём приказа

    Лидер дает конкретные указания и следит за выполнением заданий. Основной способ лидерства — жесткая постановка целей и приказы.
  • S 2 — Наставнический стиль, или Лидерство путём продажи идей

    Совмещение высокой ориентированности на задачу и на людей. Руководитель дает указания и следит за выполнением заданий, но при этом объясняет принятые решения подчинённому, предлагает высказывать свои идеи и предложения.

  • S 3 — Поддерживающий стиль, или Лидерство путём участия в организации процесса работы

    Высокая ориентация на людей и низкая — на задачу. Лидер поддерживает и помогает своим подчиненным в их работе. Лидер участвует в процессе принятия решений, но решения принимаются в большей степени подчиненными.

  • S 4 — Делегирующий стиль, или Лидерство путём делегирования

    Лидер передает полномочия, права и ответственность другим членам команды.

Стили лидерства
Выбор стиля руководства
Выбор стиля руководства

Каждому уровню развития сотрудника по отношению к задаче соответствует свой стиль управления

  • P1 –S 1 : мотивирован, но непрофессионален – нужны директивы

    Для сотрудника уровня Р1 («Не способен, но настроен») четко ставим задачу и даем инструкции. Сотрудник нуждается в контроле.

  • Р2 – С2: не мотивирован и не профессионален – нужно натаскивание

    Сотруднику уровня Р2 («Не способен и не настроен») нужны и директивы, и поддержка лидера, поэтому оптимальным будет наставнический стиль (С2). Вы натаскиваете сотрудника, повышая его профессионализм.

  • Р3 – С3: профессионален, но не мотивирован – нужна поддержка

    Сотрудник уровня Р3 способен к решению задачи, но не настроен. У него все в порядке и со знаниями, и с навыками, проблема только с мотивацией и уверенностью в себе. Соответственно, лидер выбирает поддерживающий стиль (С3), чтобы сотрудник осознал, что ему позволяют быть самостоятельным – его идеи находят отклик и конвертируются в рабочие успехи.

  • Р4 – С4: мотивирован и профессионален – нужно делегирование

    Мотивированный, опытный и способный на решение задач сотрудник уровня Р4 («Способен и настроен») может руководить и применять развивающие стили лидерства к менее опытным сотрудникам.

Что с этим делать?
  • 1

    Заинтересованному, но неопытному новичку нужны инструкции и сильное руководство.

  • 2
    Постепенно осваивается с работой, но первый энтузиазм начинает гаснуть – и здесь лидер стимулирует его к самостоятельности, поиску решений в конкретных ситуациях.
  • 3
    Сотрудник развился до высокого профессионализма и мотивированности. На четвертом этапе он получает свой проект, начинает руководить командой отдела или проекта.
  • 4

    Профессионализм растет, но мотивация может уменьшаться из-за усталости или сложностей с самореализацией. Главное в этот момент – развить задатки, а не «погасить» сотрудника, то есть ему нужна поддержка. Если он почувствует, что справляется, его идеи интересны, ему удается находить правильные решения и самореализовываться, к возросшему профессионализму добавится и мотивация. Если этого не происходит, часто на этом этапе сотрудник с низкой мотивацией увольняется.

Made on
Tilda