Раздел 1. Управление персоналом
Тема 4. Персонал. Оценка текущей команды
Оценка персонала
  • Оценка персонала — это способ определить различные характеристики сотрудников, с целью повысить их эффективность.
  • Система оценки персонала в компании помогает определить и проанализировать основные качества, навыки и результаты сотрудников. Например, чтобы оценить уровень соответствия занимаемой должности.
Оценка персонала

Оценка персонала необходима, когда в компании появились проблемы или застой:

  • У сотрудников упала производительность, поэтому нужно определить причины низких результатов и улучшить их;
  • Часто появляются жалобы со стороны клиентов, участились конфликты между сотрудниками;
  • Происходит регулярный найм сотрудников, в компанию попадают некомпетентные специалисты, поэтому нужна система испытаний кандидатов, чтобы не ошибаться при выборе.
Оценка персонала

Без оценки персонала сложно планировать значительные перемены в компании и улучшать результаты бизнеса:

  • Планируются кадровые перестановки, увольнения или повышения сотрудников. Для этого важно оценить, насколько экономически выгоден каждый сотрудник;
  • Нужно сформировать кадровый резерв для руководящих должностей. Для этого важно оценить управленческие компетенции сотрудников и определить, кто из них лучше подходит на должность руководителя;
  • Начинается разработка корпоративного обучения, и нужно определить, кого и чему следует обучать в первую очередь.
Оценка персонала

В зависимости от занимаемой позиции в организации упор в оценке делается на разные качества работника:

  • Компетенции. Это совокупность знаний, навыков, личных и профессиональных качеств человека. Компетенции лучше всего оцениваются через наблюдение, путем моделирования рабочих ситуаций или методом опроса коллег. Такие методы оценки компетенций называют качественными.
  • Эффективность работы. Результативность сотрудников обычно оценивается по четко измеримым целевым показателям. Для этого используют количественные методы, например, рейтинговый или KPI.
Оценка персонала

Методы оценки персонала:

  • Анкетирование
  • Тестирование
  • Наблюдение
  • Матрица компетенций
  • 360 градусов
  • Экспертная оценка
  • Деловые игры
  • Ассессмент-центр
Оценка персонала

Рейтинг сотрудников по показателям:

  • Рейтинг как метод оценки персонала обычно используется для решения одного конкретного вопроса.
  • Выбирается ключевой показатель, и результаты сотрудников ранжируются по нему.
  • Для решения большего числа вопросов можно выделить несколько показателей, и составить аналогичный рейтинг. Тогда самым успешным будет сотрудник, который поднялся на высшую позицию в результате анализа всех показателей.
Рейтинг сотрудников по показателям
  • Ключевые показатели механика
    • Выработка н/ч
    • Процент повторных ремонтов (брака)
    • Квалификация (категория)
  • Ключевые показатели мастера приемщика
    • Процент/сумма расширения заказ наряда
    • КЗУ
    • Конверсия звонок-запись-визит
Лояльность и компетентность

Лояльность специалиста – это отношение между людьми в процесс работы, направленное на ее поддержание или создающее условия для нормального (или успешного) ее протекания.

«Атрибуты» лояльного сотрудника

Основные показатели лояльного сотрудника

  • Соблюдает установленные правила поведения в компании;
  • Является носителем принятых корпоративных ценностей и традиций;
  • Доволен текущими условиями труда (хотя бы частично), например уровнем заработной платы, графиком, месторасположением офиса и т.д., и готов трудиться здесь еще долгое время;
  • Положительно отзывается о компании, в которой работает, и удовлетворен качеством ее работы;
  • Испытывает чувство гордости за принадлежность к числу сотрудников фирмы;
  • Честно выполняет возложенные на него обязанности;
  • Старается работать как можно лучше для достижения максимально возможного результата, переживает за успех дела;
  • Склонен идти на жертвы при необходимости, готов предупредить о возникшей опасности или проблеме.
Лояльный, но некомпетентный сотрудник

Очевидные плюсы в том, что сотрудник искренне предан компании и разделяет ее ценности, с энтузиазмом поддерживает все инициативы и готов на усиленную эксплуатацию за прежнюю оплату труда. Но к ним добавляется жирный минус: из-за своей некомпетентности такой сотрудник требует повышенного внимания и управленческих затрат сверх нормы (с ним всегда необходимы более подробные инструкции и усиленный контроль, а также запасной план на случай, если все пойдет не так).

Компетентный, но нелояльный сотрудник

К неоспоримым плюсам такого работника относится его профессионализм. Однако, тут возникает загвоздка: отсутствие лояльности, как правило, влияет на эффективность сотрудника и выливается в конфликты, что сводит на нет все плюсы его профессионализма. Добавим к этому постоянную опасность непредвиденного саботажа, а, значит, не менее высокие управленческие затраты на регулярную нематериальную мотивацию с усиленной «продажей» сотруднику заданий (как раз для предотвращения подобного саботажа) и постоянный контроль.

Методика
«360 градусов»

Данная система оценивания применяется в следующих случаях:

  • Для оценивания управленческих качеств руководителя;
  • Для получения точных данных о компетенциях работника;
  • В качестве вспомогательного инструмента перед запуском корпоративного обучения;
  • Для выявления прогресса сотрудников и их продвижения по служебной лестнице;
  • С целью формирования обратной связи для работника;
  • Для выявления и оценивания в сотруднике soft skills (мягких навыков).
Методика
«360 градусов»

Примеры вопросов из анкеты, которую нужно заполнить сотруднику о коллеге:

  • Знает ли коллега о целях и задачах компании, которые стоят перед ней?
  • Может ли он самостоятельно справиться с рабочей проблемой?
  • Воспринимает ли он рабочие неудачи как сигнал о том, что нужно улучшить собственные навыки?
  • Как считаете, он качественно выполняет свою работу?
«АВС-анализ»

Примеры вопросов по тестированию «АВС-анализ»:

Вопросы личностного характера:

  • Как сотрудник должен относиться к своим рабочим задачам?
  • Какие компетенции необходимы сотруднику для работы в первую очередь?

Профессиональные вопросы:

  • Чего нужно достичь при выполнении этой задачи (пример)?
  • Чем должен руководствоваться сотрудник, если у него возникли затруднения в выполнении задания?
«АВС-анализ»
«АВС-анализ»
«АВС-анализ» А+

Кто они:

  • Талантливые сотрудники, высокая компетентность и результативность, отлично выполняют свою работу, развиваются, ты видишь в них потенциал для дальнейшего роста.
  • Очень привержены компании, высокая вовлеченность, разделяют ценности, относятся к компании, как к своей.
  • Постоянно развиваются, переживают за рост бизнеса, мотивируют других.
  • Регулярно восхищают тебя своими результатами.
  • Это реактивный двигатель для твоего бизнеса, способный вывести его на космическую орбиту.

Что делать:

  • Ставить цели и повышать планку, давая свободу в выборе путей достижения;
  • Фокус на цели и на результат;
  • Мотивация – от результата;
  • Удерживать – участие в прибыли, опционы;
  • Категорически НЕ делать – микроменеджмент и мелочный контроль.
«АВС-анализ» А

Кто они:

  • Привержены компании и разделяют ценности, отлично выполняют свою работу, растут и развиваются.
  • Ты видишь в них потенциал для дальнейшего роста
  • Привержены компании, высокая вовлеченность, разделяют ценности, относятся к компании, как к своей.

Что делать:

  • Ставить цели и повышать планку, давая свободу в выборе путей достижения.
  • Фокус на цели и на результат.
  • Мотивация – от результата.
  • Удерживать – участие в прибыли, опционы.
  • Категорически НЕ делать – микроменеджмент и мелочный контроль
«АВС-анализ» В+

Кто они:

  • Привержены компании и разделяют ценности.
  • Вовлечены, но показывают средние результаты в работе (часто это новые сотрудники, у которых есть энтузиазм, но не хватает опыта и навыков – молодые, или сменили сферу).

Что делать:

  • Обязательно развивать. При наличии развития, наставника – переходят в категорию А (высокая вовлеченность и высокие результаты).
  • Ставить на позицию, где может расти и реализовать свою вовлеченность.
  • Фокус на результат.
  • Категорически НЕ делать – не давать С-шкам влиять на них – перейдут в категорию С (низкая вовлеченность и низкие результаты)
«АВС-анализ» В

Кто они:

  • «Костяк компании», «рабочие лошадки», часто они давно в компании, знают как все начиналось и как устроено.
  • Достаточно хорошо выполняют свою работу, но в целом не сильно переживают за развитие компании.
  • Они больше за стабильность, чем за инновации и рост.
  • Часто находятся в зоне комфорта, все устраивает как есть. Поэтому, в реальности часто не хотят ничего менять, сопротивляются изменениям.

Что делать:

  • Хороши в процессных задачах — где необходимо поддержание уровня текущих процессов и задач.
  • Часть из них хороши в улучшении того, что уже есть, в отличие от инновационных изменений.
«АВС-анализ» С

Кто это:

  • Посредственно выполняют работу. Низкая вовлеченность и низкие результаты.
  • Создают видимость занятости чем-то важным. ⠀
  • С сотрудниками С есть постоянные проблемы. Их имя постоянно всплывает при упоминании проблемных ситуаций.
  • Жалобы, токсичное влияние на команду

Что делать:

  • Это первые кандидаты на увольнение.
  • Обязательно провести «Серьезный разговор» с анализом результатов, конкретными договоренностями о сроках и результатах к этим срокам – либо включаешься, либо будем прощаться.
  • После такого «испытательного срока» прощайся, в случае отсутствия реального прогресса.
  • Иначе дашь команде метасообщение, что можно плохо работать и при этом все сходит с рук.
Пропорции АБС

Небольшие и средние компании:

  • 20% лучших — категория А и А+
  • 70% рабочие лошадки — категория В и В+
  • 10% худших — категория С и С-

Большие компании:

  • Исключительные (А+) — 5 %.
  • Выдающиеся (А) — 15%.
  • Высокий стандарт (В и В+) — 70 %.
  • Стандарт с возможностью улучшения либо увольнения после «серьезного разговора» и «испытательного срока» (С) — 5 %.
  • Не подходят, сразу на увольнение (С-) — 5 %.
Made on
Tilda